четверг, 19 сентября 2013 г.


Обучение детей.
Пальчиковые игры
Развивающие игры
Чтение
Математика
Развитие творческого мышления
Словесно-дидактические игры (знакомство с экзотическими фруктами)
Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром.
Учить или не учить?
Уроки рисования
Обучение детей 6-7 лет
Задачки для детского ума.
Музыка и ритмика
Обучение детей на дому
Игры на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций
Игры для неуверенных в себе детей
Уроки лепки
Графические диктанты
Где лево, где право?
Детям о профессиях




Мать, улыбающаяся младенцу, вся отдается чуду этого мгновения, для нее самоценность уникального существования малыша непреложна, хотя и существует одновременно с тревожными думами о будущем, с ожиданием первого слова, первого шага, первых ссор. Папа садится с сыном строить замок не только для того, чтобы научить малыша планировать собственные действия, воображать их будущий продукт. Если папа только учит, но не отдается сам азарту игры, ее сиюминутному удовольствию, игра развалится и замок не будет возведен. Если, читая дочке на ночь Пушкина, мама заботится лишь о ее культурном облике и не наслаждается волшебным ритмом, не сострадает царевичу Гвидону, из ее урока девочка вынесет лишь стойкую неприязнь к стихам... Не сможет стать ни другом, ни учителем своего ребенка тот взрослый, который полностью утратил детское и живет лишь завтрашними целями, как бы ни были эти цели разумны и достойны с точки зрения научной педагогики и психологии.

В учебниках сказано: ребенку такого-то возраста надо достичь того-то и того-то, ученики первого класса должны знать и уметь то-то и то-то... Подробно расписаны задачи физического, трудового, нравственного, интеллектуального, эстетического воспитания, но исчерпывается ли этим перечнем совместная жизнь ребенка и взрослого? Да, если верить ученым педагогам и психологам. Да, если думать только о будущем ребенка, о том, каким мы его хотим вырастить. Но если забота о будущем преобладает над радостью настоящего, над настоящей, повседневной радостью совместной жизни, взаимной любви детей и взрослых, возникает опасность, о которой с горечью сказал маленький Тедди - горой одноименного рассказа Дж. Сэлинджера: "Они, мне кажется, как-то не могут любить нас такими, какие мы есть. Они не могут любить нас без того, чтобы хоть чуточку нас не переделывать. Они любят не нас самих, а те представления, которые лежат в основе любви к детям..."

Ведь дети умеют самозабвенно отдаваться любви к родителям, принимать их такими, какие они есть: самыми - самыми - самыми. А взрослые? Многие ли из вас способны выводить все частные задачи воспитания (привычку мыть уши и знание географии, способность понимать другого человека и наслаждаться прекрасным...) из единой цели развития семьи: радости сосуществования детей и взрослых и в будущем и в настоящем?

По счастью, жизнь семьи строится не по учебникам. Ненамеренно, по здоровой родительской интуиции, в силу собственной неугасающей детскости многие взрослые отказываются от педагогики, которая, целиком адресуясь в будущее, готовя дошкольников к школе, школьников к достойной взрослой жизни, не умеет радоваться настоящему. А ведь это настоящее - общее для детей и родителей. И поэтому в психологии настоящего (или в настоящей психологии) нет, не должно быть принципов обучения и воспитания только ребенка, методов превращения прелестного малыша в "хорошего человека". Есть и должны быть правильно поняты и достойно сформулированы принципы сосуществования, сотворчества, содружества детей и взрослых, их совместное взаимное обучение и воспитание.

И принципы эти не надо выдумывать, они стары как мир: те, кто учат, учатся: кто развивает других, развивается сам (разумеется, если речь идет о подлинном развитии, а не о его суррогатах, не о дрессировке полезных привычек, умений, знаний, способностей). Забота взрослых о детях оборачивается неэгоистической заботой о себе, о собственном человеческом становлении. Ибо древний закон "кто учит, учится" имеет и обратную силу: кто не учится, не может научить, кто не развивается сам, не разовьет других. Материнское самоотречение "для блага радости ребенка" не окажется отвергнутой жертвой ("Я ему все, все отдала, а он!.."), если в семье будут найдены способы общего развития детей и взрослых, дарящего всем ощущение полноты и подлинной совместной жизни, совместного духовного роста.

Г.А. Цукерман


1 комментарий: