понедельник, 18 ноября 2013 г.

Фразеологизмы



Русский язык богат не только пословицами и  поговорками, но и крылатыми выражениями. Они имеют глубокий смысл и передают из поколения в поколение народную мудрость.
Большое значение в развитии речи учащихся играют фразеологизмы. Они составляют национальное богатство языка, точно, метко и образно характеризуют различные стороны окружающей действительности. Фразеологизмы нельзя составить самому, их нужно запоминать. Чем больше дети их будут знать, тем точнее и красочнее смогут выразить свою мысль.
Систематическое использование фразеологизмов способствует развитию внимания, памяти, мышления и речи учащихся.
Кроме того, фразеологизмы содержат богатый словарный материал для закрепления орфограмм и правил русского языка. Именно эти возможности использованы в данной методической разработке, которая позволяет активизировать работу учащихся на уроках русского языка, облегчает восприятие сложных правил правописания орфограмм в слове.
Рабочую тетрадь можно использовать на орфографических минутках, языковых разминках, а также при работе со словарными словами как дополнение к учебнику «Русский язык» любого учебно-методического комплекта, а также для повторения и закрепления изученного материала.
 Тема 1. Звуки и буквы
 Вставьте пропущенные буквы.  Подчеркните согласные, которые при произношении слышатся мягко.
Карточка 1
Встреч… за круглым ст…лом.
Время от времени.
Д…ржать кам…н… за пазухой.
Называт… вещи св…ими именами.
Потерять голову.

Карточка 2
Впаст… в немилост….
Вет…р в г…л…ве.
Мастер на все руки.
Кто в лес, кто по др…ва.
Ут…рет… нос.
Карточка 3
Не ударит… л…цом в гря…ь
Не сн…сить г…л…вы.
Хр…нить м…лчание
З…рубит… на н…су.
Хуже гор…кой ред…ки.

Карточка 4
Гл…за бы мои не видели.
Д…ржи к…рман ш…ре.
Бумага всё стерпит.
Д…ржать ухо востро.
Вертит…ся в г…л…ве.

 Вставьте пропущенные буквы.  Подчеркните согласные, которые при произношении слышатся твёрдо.
Карточка 1
Палка о двух к…нцах.
Ум за разум з…ходит.
Ябл…ко раздора.
З…л…тые руки.
Мухи (не)обидит.

Карточка 2
Вол…сы дыбом встали.
П…л…жить к…нец.
Пускат… пыл… в гл…за.
Буква в букву.
Пал…чики …ближешь.
Карточка 3
По доброй воле.
Р…зыграт… как по нотам.
Спрятат… к…нцы в воду.
З…в…зать разг…вор.
С горем пополам.

Карточка 4
По горячим сл…дам.
В…дит… за нос.
Гл…за разб…жалис….
З…л…тые горы сулит….
Ябл…ку негде упаст….
  Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните гласные буквы, обозначающие мягкость согласных звуков в этих фразеологизмах.
Карточка 1
С м…нуты на м…нуту.
Решетом воду носит….
Выйти сухим из в…ды.
В гл…зах р…бит.
П…вернуться негде.
Карточка 2
Время от вр…мени.
Сидет… сл…жа руки.
Гл…за на мокром месте.
Н…дут…ся как мыш… на крупу.
Рано или поз(?)но.
Карточка 3
М…нутное дело.
Переел…ват… из пустого в порожнее.
Л…жат… мёртвым грузом.
Ч…рным по белому.
Знать как св…и пят… пал…цев.
Карточка 4
Дат… з…лёную ул…цу.
Т…жёлая рука.
В…рит…ся в собственном с…ку.
На скорую руку.
Ставит… на одну доску.
Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните гласные буквы, обозначающие твёрдость согласных звуков
Карточка 1
Зу… на зу… не поп…дает.
Из к…нца в к…нец.
На гл…зах у кого-либо.
Много в…ды ут…кло.
Палка о двух к…нцах.

Карточка 2
З…дирать нос.
Л…цом к л…цу.
Как с гуся в…да.
Хр…нить как зеницу ока.
В одно мгновение.
Карточка 3
Тише в…ды, ниже тр…вы.
Выпл…кат… все гл…за.
Не в бро…ь, а в гла….
См…треть  б…л…ш…ми гл…зами.
Как один ч…ловек.

Карточка 4
Вын…сти на св…их плеч…х.
Кусат… себе локти.
На свой страх и риск.
Сест… на св…его к…н…ка.
 Тема 2. Слог и перенос

Вставьте пропущенные буквы. Разделите вертикальной чертой слова для переноса.
Карточка 1
Принят… за чистую монету.
Ч…рным по белому.
Сулит… з…л…тые горы.
Среди белого дня.
Наг…ворить с три  короба.

Карточка 2
З…л…тых дел мастер.
Ска…ка про белого быч(?)ка.
Белыми нитками ш…то.
З…л…тые руки.
Хот… тр…ва не расти.
Карточка 3
Гл…за на мокром месте.
Искат… вчерашний ден….
Хуже гор…кой ре…ьки.
Под горяч…ю руку.
Д…ведёшь до белого каления.

Карточка 4
Перемыват… косточ(?)ки.
Ходит как в воду опущенный.
Тол…ко пятки з…сверкали.
Их в…дой не разол…ёшь.
Кал…чом (не)выманишь.

Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова, в которых букв больше, чем звуков.
Карточка 1
Не ударит… л…цом в гря…ь.
Кр…вит… душой.
Идти на убыл….
Читат… между строк.
Вкрив… и вкос….

Карточка 2
Пл…стис… в хв…сте.
Т…птат…ся на месте.
Д…ржат… …зык за зубами.
В…ртет…ся под н…гами.
Ябл…ку негде упасть.
Карточка 3
Вдол… и поперёк.
П…вернут…ся негде.
Быт… на сед…мом небе.
Стрич… под одну гр…бёнку.
Рано или поздно.

Карточка 4
Убит… двух зайцев.
З…блудиться в трёх соснах.
Сем… пятниц на н…деле.
Сем…потов с…шло.
Сплошь и рядом.

 Тема 3. Сочетания жи, ши
 Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
Карточка 1
Ж...ть ч…ж..м умом.
Ж…ть св…им умом.
В…прос ж…зни и смерти.
Между ж…знью и смерт…ю.
За здорово ж…вёшь.

Карточка 2
Навострить уш… .
З…девать за ж…вое.
По свеж…м сл…дам.
Ч…ж…ми руками жар загр…бать.
Дрож…т как …синовый лист.
Карточка 3
Вскруж…ть гол…ву.
Пол…ж…ть зубы на полку.
Бит… баклуш….
Ле…ть вон из кож….
Держ.. карман ш…ре.

Карточка 4
Хоть кол на г…лове теш….
Ш…ворот-навыворот.
Ж…ть на ш…рокую ногу.
Уйти несолоно хлебавш…
Задеть за ж…вое.

 Тема 4. Сочетания ча, ща, чу, щу
Вставьте пропущенные буквы и разделите слова вертикальной чертой для переноса.
Карточка 1
Г...л…ва на пл…ч…х.
Родит…ся под сч…стливой зв…здой.
За сем…ю печ…тями.
Испит… гор…кую ч…шу.
В ч..с по ч…йной ло…ке.

Карточка 2
Встреч…ть в штыки.
Ходяч…я энциклопедия.
Отвеч…ть г…л…вой.
Вос…мое ч…до света.
Ходят с пр…тянутой рукой.
Карточка 3
Ч…чело г…роховое.
Ч…вство локтя.
Смотрет… ч…ж…ми гл…зами.
Полная ч…ша.
Почва уходит из-под ног.

Карточка 4
Б…жать, как от ч…мы.
Битый ч…с.
Валит… в одну куч….
Нач…ть с чистого л…ста.
Переполнит… ч…шу терпения.
Тема 5. Сочетания чк,чн, нщ
Вставьте пропущенные буквы. К словам с безударной гласной в корне или сомнительной согласной напишите проверочные слова.
Карточка 1
Первая ласточ(?)ка.
Хле... насущ(?)ный.
В…сеть на ниточ(?)ке.
М…лоч(?)ные реки и кисел…ные б…р…га.
Шапоч(?)ное знакомство.

Карточка 2
Первая ласточ(?)ка.
Как сел…дей в бочке.
Перемыват... косточ(?)ки.
Ска…ка про белого быч(?)ка.
Попался на удоч(?)ку.


Карточка 3
Без суч(?)ка, без задоринки.
Бит… в одну точ(?)ку.
Блюдеч(?)ко с г…лубой каёмоч(?)кой.
Божий одуван(?)чик.
Втирать оч(?)ки.
Карточка 4
Дать сто оч(?)ков вперёд кому-либо.
Ло…ка дёгтя в боч(?)ке мёда.
Молоч(?)ные реки, кисел…ные б…рега.
Одетый с иголоч(?)ки.
Попасть в точ(?)ку.

 Тема 6. Ударение
Поставьте ударение в словах. Вставьте пропущенные буквы. Выпишите имена существительные и разделите для переноса.
Карточка 1
На все четыре стор…ны.
Как св…и пять пал…цев.
Заблудит…ся в трёх соснах.
По пал…цам пересчитат….
Встат… с левой н…ги.

Карточка 2
Как гром среди ясного неба.
Подлит… масло в огон….
Вст…влять палки в к…лёса.
Как с луны св…лился.
Разыграть как по нотам.
Карточка 3
Не верит… св…им ушам.
Бабушка надвое ск…зала.
Длинный …зык.
Одна н…га здесь, другая там.
П…терять почву под н…гами.

Карточка 4
Витат… между небом и з…млёй.
Как небо от з…мли отлич…ться.
Как в…ды в рот н…брал.
Не вешат… носа.

 Тема 7. Безударные гласные,
 проверяемые ударением
Вставьте пропущенные буквы, напишите проверочные слова.
Карточка 1
Ломать гол…ву.
З...л…тые руки.
Путаться под н…гами.
Пятое к…л…со в телеге.
Светлая г…л…ва.

Карточка 2
Ветреная г…л…ва.
Бр…саться в гл.за.
Вверх н…гами.
Все гл…за выпл…кать.
Вол…сы дыбом встали.

Карточка 3
Вор…тить нос.
(Вы)х…дить (из)себя.
Г…ра с плеч.
Г...л…ва кругом идёт.
Д…ржать …зык за зубами.

Карточка 4
Д…ржать в ежовых рук…вицах.
Желторотый пт…нец.
Прогл…тить …зык.
Пускать пыль в гл…за.
Прятат… гол…ву в п…сок.

Карточка 5
Н…сить (на)руках.
З...в…рить кашу.
З…сучив рук…ва.
Как г…ра с плеч.
Как с гуся в…да.

Карточка 6
Ст…ять г…рой.
З…крывать гл…за.
Г…л…ва вскруж…лась.
Тише в…ды, ниже тр…вы.
(На)край света б…жать.

Карточка 7
З...л…тые руки.
На вес зол...та.
За тридевять з…мель.
Моё дело ст…р…на.
Сулить з...л…тые горы.

Карточка 8
В гл…за г…в…рить.
Ходуном х…дить.
З…л…тые горы сулить.
Гл…за разб…гаются.

Карточка 9
Св…дить к…нцы с к…нцами.
См…треть правде в гл…за.
Тише в…ды, ниже тр…вы.
Вертится в г…л…ве.

Тема 8. Непроверяемые безударные гласные
Вставьте пропущенные непроверяемые безударные гласные, подберите родственные слова. К словам с проверяемой гласной подберите проверочные слова.
Карточка 1
Идти пр…мой д…рогой.
Белая в…рона.
Ч…л...век с б…льшой буквы.
Бр…сать на вет…р сл…ва.
К…рова …зыком сл…зала.

Карточка 2
Найти общий …зык.
М…дведь на ухо н…ступил.
З…лёная ул…ца.
Злой …зык.
Стреляный в…р...бей.

Карточка 3
Хв…таться за с…ломинку.
Ждать у моря п…годы.
Ябл…ку негде упасть.
Два с...п…га пара.
Ни к с...лу ни к гор…ду.

Карточка 4
Н…сить воду решетом.
При царе Г…рохе.
Витать в ...бл…ках.
Сем.. пятниц на н…деле.
Буря в ст…кане в…ды.

Карточка 5
Ж…ть как кошка с с…бакой.
Жечь свои к…р…бли.
Прокладывать д…рогу.
Идти св...ей д…рогой.
…зык прогл…тить.

Карточка 6
Буря в ст…кане в.ды.
М…двеж…я услуга.
Гус… свин…е не т…варищ.
Труслив, как за…ц.
Вставлят… палки в к…лёса.

Карточка 7
Болтлив, как с…рока.
В…ртеться, как белка в к…лесе.
В…рон считат….
Ч…ловек с головой.
…зык без костей.

Карточка 8
Труслив, как за…ц.
Тянуть за …зык.
Мокрый, как кур…ца.
Ч…рный день.
Острый на …зык.

Карточка 9
Как об стенку г…рох.
Ру…ким …зыком сказано.
Быть не в св…ей т…релке.
…зык до Киева д…ведёт.
Бр…сать камни в чей-либо ог…род.

Карточка 10
…зык сл…мать можно.
Шут г…роховый.
С…рока на хв…сте принесла.
Х…рошего помаленьку.
Ябл…ко раздора.

Карточка 11
См…треть как б…ран на новые в..рота.
С к…рабля на бал.
Прятать гол..ву в п…сок.
После дождич(?)ка в ч…тверг.
Отпл…тить той же м…нетой.
Вставать с п…тухами.

Карточка 12
Первый парен… на д…ревне.
Ни в какие в…рота (не)лезет.
М…роз по коже.
Мал…ч…к на побегушках.
Игра в одни в…рота.
Г…в..рить на разных …зыках.

Тема 9. Звонкие и глухие согласные
на конце и в середине слова
Вставьте пропущенные буквы, напишите проверочные слова.
Карточка 1
Играть в ко…ки-мы…ки.
Купит… к…та (в)ме…ке.
Лё…кая рука.
Лё… тронулся.
Измерят… на гла… .

Карточка 2
Не св…дить гла... .
Нал…мать дро... .
Глуп как про...ка.
Х…дить на задних ла….ках.
Хоть пру... пруди.

Карточка 3
Быть не из ро…кого десятка.
С глазу на гла... .
Т…чить зу... .
Сбит…ся с но... .
Лё…кая рука.

Карточка 4
С лё...ким сер(?)цем.
Лё…  тронулся.
Как скво… землю пров…лился.
Как сне... на гол...ву.
Видеть наскво... .

Карточка 5
Ни в ска…ке сказат…, ни пером описат….
Медве… на ухо н..ступил.
У..ки на макушке.
Зу… на зу… не попадает.
Со всех но….
Стоят… на задних ла(?)ках.

Тема 10. Правописание разделительного
мягкого, твёрдого знака
В словах с пропущенными буквами выделите корень, вставьте  необходимую орфограмму, разделите на слоги. 
Карточка 1
М…двеж…я услуга.
Заяч…я душа.
Ни днём ни ноч…ю.
С.баку с…ел.
Волк (в)овеч…ей шкуре

Карточка 2
Плакать в три руч…я.
Водой не разол…ёшь.
В.рона в павлин.их пер…ях.
Между жизн…ю и смерт…ю.
Пол…вать гряз…ю.

Карточка 3
На распут…е.
За сем…ю замками.
Груд…ю ст…ять за что-либо.
Сер(?)це кров…ю обл…вается.
Пуд соли с…есть.

Карточка 4
Л…ёт как из ведра.
Шубы не сош…ёшь.
По щ…ч…ему велен…ю.
Т…жёл на под…ём.
Даже бров…ю не шевельнул.

Тема 11. Правописание приставок и предлогов
Раскройте скобки, к словам с пропущенными буквами подберите однокоренные слова.
Карточка 1
Язык (до)Киева (до)ведёт.
Как рыба (в)в…де.
(На)шла к…са (на)камень.
(С)водить к…нцы (с)к…нцами.
Делать (из)мухи сл…на.

Карточка 2
(Вы)водить (на)чистую воду.
(Вы)х…дить сухим (из)в…ды.
Как в…ды (в)рот (на)брал.
(До)поры (до)времени.
(На)ступить (на)…зык.

Карточка 3
Рукой п…дать.
(Вы)х…дить (из)терпения.
Дом п…строить (на)п…ске.
Нос не д…рос.
В…дить (за)нос.

Карточка 4
Камень (на)сер(?)це.
Ставить (на)одну доску.
Когда рак (на)г…ре свистнет.
(В)втираться (в)доверие.
(С)биться (с)ног.

Карточка 5
Как (с)Луны (с)валился.
Ему (про)Фому, а он (про)Ерёму.
Прыгать (от)радости.
Сидет… как (на)иголках.
(С)ходить (со)сцены.

Тема 12. Не с глаголами.
Раскройте скобки, к словам с пропущенными буквами подберите проверочные.
Карточка 1
(Не)верить св…им гл…зам.
(Не)знал, куда гл…за д...вать.
(Не)ударить в грязь л…цом.
Комар носа (не)подточит.
К…нцов (не)соберёшь.
Явился – (не)запылился.

Карточка 2
Звёз… с неба (не)хватает.
В…дой (не)разол…ёшь.
Хоть тр…ва (не)расти.
(Не)видеть дал…ше собственного носа.
Руки (не)д…ходят.
Всех дел (не)переделаешь.

Карточка 3
Маковой р…синки во рту (не)было.
(Не)нах…дить себе места.
(Не)вешать носа.
За словом в к…рман (не)полезет.
(Не)видать как св…их ушей.
И ухом (не)п…вёл.

Карточка 4
(Не)упускать из виду.
Гл…за бы мои (не)глядели.
(Не)видать света белого.
(Не)знать с какими гл…зами появиться
…зык (не)поворачивается.

Карточка 5
Глазом (не)моргнул.
(Не)идёт в гол…ву.
Даже бров…ю (не)шевельнул.
(Не)дать шагу сделат….
Зу… на зу… (не)попадает.
Калачом (не)з…манишь.

Карточка 6
(Не)упускать из виду.
Носа (не)высунешь.
В подмётки (не)годит(?)ся.
(Не)выходит из г…л…вы.
(Не)сходить с …зыка.
Гроша ломаного (не)стоит.

Карточка 7
Кусок в горло (не)лезет.
От з…мли (не)видать.
Ни в какие в…рота (не)лезет.
(Не)верить св…им ушам.
Кашу маслом (не)испортишь.
Дареному коню в зубы (не)смотрят.

История происхождения выражений.

А Васька слушает, да ест - о том, кто не обращает внимания на уговоры и увещевания и продолжает делать своё (обычно предосудительное) дело.
Это выражение - цитата из басни И. А. Крылова ”Кот и повар” (1813).

Аника-воин – хвастливый человек, бахвалящийся своей храбростью лишь находясь вдали от опасности.
Выражение связано с народной поговоркой "Аника-воин сидит да воет", в которой имя избрано не случайно: греч. а - ”не”, nike - ”победа”. Получается «Аника» значит «Непобеда», или просто хвастливый драчун.

Без задних ног (спать) – спать очень крепко, беспробудно.
Выражение возникло на основе наблюдений над животными: после работы лошадь ложится и спит, совершенно расслабив задние ноги; если пытаться поднять ее, она будет вставать на передние ноги, а задние ее не будут слушаться. Первоначально оборот имел значение ”спать, не двигаясь от усталости”.

Белая ворона - изгой, также не похожий на других человек.
Фразеологизм возник из-за исключительной редкости появления ворон с белыми перьями.

Бить баклуши – бездельничать.
Когда на Руси хлебали щи и ели кашу деревянными ложками, десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбанчики липового дерева на заготовки для мастера-ложкаря. Работа эта считалась пустячной, ее выполнял обычно подмастерье. Потому и стала она образцом не дела, а безделья. Конечно, все познается в сравнении, и работа эта казалась легкой лишь на фоне каторжного крестьянского труда.

Биться об заклад - спорить на что-либо.
Закладом на Руси называли всякое вещественное обеспечение в верности уплаты займа или иного обязательства, залог, а также пари, спор на выигрыш или саму ставку. Биться означало ”держать пари, спорить”.

Битый час - очень длительное время.
Происхождение сочетания чисто русское, его связывают с появлением в середине XV в. первых часов с боем. Битый час изначально - это время от одного удара часов до другого.

Большая шишка - кто-то важный, значительный, влиятельный человек (Большой человек).
Выражение восходит к речи бурлаков, в которой шишкой называли самого опытного и сильного бурлака, идущего в лямке первым
Быть не из робкого десятка – очень смелый человек.
Слово «десяток» раньше имело значение «самый малый военный отряд», а военный, естественно храбрый.

Водой не разольёшь – очень дружны, неразлучны, всегда вместе.
Известно, что разнять дерущихся животных нельзя так, как разнимают дерущихся мальчишек. Их можно разнять только направленной струёй воды. Из сравнения с этим фактом и родилось образное выражение, говорящее о способности человека быть настоящим другом.

Волосы дыбом встали – когда становиться очень страшно.
Это образное выражение вошло в нашу речь на основе наблюдений за животными. Все видели, как поднимается шерсть у кошек, собак при появлении опасности.

Во всю Ивановскую – громко кричать.
На Ивановской площади в Московском Кремле специальные люди оглашали указы, распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и всех народов России. Чтобы всем было хорошо слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую.
Ворона в павлиньих перьях - так говорят о человеке, который присваивает себе чужие достоинства, безуспешно старается играть всякую, несвойственную ему роль и по­этому попадает в комическое положение. Выражение это из басни И. А. Крылова «Ворона». Ворона, утыкав себе хвост павлиньими перьями, была уверена в том, что ее примут за сестру Пав. Но Павы ощипали ее так, что на ней не осталось даже и ее перьев. Ворона ки­нулась к своим собратьям, но те не узнали ее. И кончилась ее затея тем, Что от Ворон она отстала, А к Павам так и не пристала.
Впросак попасть – запутаться, оказаться в трудном положении.
Теперь верёвку, канаты делают на фабриках, а не так давно это был кустарный промысел. Целые сёла занимались им. На улицах стояли столбы с крючьями, от них канаты тянулись к деревянным колёсам. Их вращали, бегая по кругу, лошади. Все эти приспособления назывались просак (от латинского pressum – давление сжатие). Надо было внимательно следить  за туго свёртывающийся в просаке жгут. Если попадёт в плетение кончик пиджака или рубахи – изорвёт одежду, а иногда и самого человека изувечит.

Гроша ломанного не стоит – дело, которое не стоит начинать.
Раньше, чтобы получить монету меньшего номинала, её ломали. Грош - самая маленькая монета, которую ломать было бессмысленно. Ломаный грош – меньше меньшего, очень дешёвый.

Глуп как пробка – очень глупый человек.
Пробка первоначально делалась из коры пробкового дуба. Если постучать по коре этого дерева, то почти не услышишь никого отзвука, «ответа». Так же трудно получить ответ от глупого человека. Может быть, поэтому его сравнивают с пробкой.

Деньги на бочку -  призыв немедленно отдать деньги.
Первоначально пошло от пиратской традиции играть в азартные игры, складывая ставки на бочку, чтобы любой мог следить за ними.

Долгий ящик – выражение означает затянуть надолго дело.
При царе Алексее Михайловиче существовал такой порядок: просьбы, жалобы, обращенные к царю, опускали  в специальный ящик, прибитый к столбу возле дворца в селе Коломенском под Москвой. В те времена документы писали на бумаге, свёртываемой в виде свитка. Свитки были длинные, поэтому и ящик был длинный, или, как тогда говорили, долгий. Просители, опустившие свое прошение в ящик, должны были дол­го ждать ответа, кланяться в ноги боярам и дьякам, приносить им по­дарки и взятки, чтобы получить ответ на свою жалобу. Связанные с этим волокита и взятки были обычным явлением. Вот почему такая не­добрая слава на долгие годы пережила долгий ящик

Душа на распашку – так называют доброго, честного, откровенного человека, который никогда не хитрит.
Это выражение связано с давним народным представлением, что душа человека находится в ямочке на передней части шеи, где застёгивают воротник. Если воротник не застёгнут, то он распахнут, и шея открыта. Это в прямом смысле, поэтому переносно и называют «душой нараспашку» открытого, бесхитростного человека.

Жить на большую ногу (жить на широкую ногу) – жить богато, не считая денег.
В XIV столетии в Западной Европе знатность определялась длиной башмака. Башмак дворянина был в полтора фута, барона - в два фута, а башмак князя  - в два с половиной фута. По башмаку можно было узнать самого знатного.

Заговаривать зубы – обманывать, отвлекая внимание от своего проступка посторонними разговорами.
В старину врачи-самоучки заговаривали зубную боль, как бы отводили её, отвлекали больного от боли. Вот откуда в современно образном выражении значение «отвлекать от чего-либо».

Зарубить на носу – запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда.
Нос означал памятную дощечку, бирку для записей. В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами.

Знать на зубок – превосходно выучить, отлично в чём-либо разбираться.
Было время, когда это выражение понималось буквально. Эта поговорка возникла из обычая проверять на зуб подлинность золотых монет, изделий из благородного металла. Прикусишь монету зубами, и если не осталось на ней вмятины, значит, подлинная, не поддельная. Этот же обычай вызвал к жизни и другое яркое образное выраже­ние: раскусить человека, то есть досконально узнать его достоинст­ва, недостатки, намерения.

Золотые руки – так говорят об умелом мастере, человеке, который ловок в любом деле.
В этом выражении слово «руки» имеет значение «мастерство, умение». А всякое мастерство высоко ценится людьми, вот почему руки и сравнивают с золотом.

Как в воду глядел – словно знал заранее, словно предугадал.
Глядение в воду было одним из древнейших видов ворожбы. Вглядываясь в расплывчатые отражения предметов на поверхности рек, озер или просто ковшика с водой, наши предки пыта­лись увидеть свою судьбу, найти подтверждение правильности принятых решений, предусмотреть грозящие опасности.

Как с гуся вода – ему (ей) всё нипочём.
Это часть древней заклинательной формулы. Знахарки, обливая больных детей «наговорной водой», приговаривали: «Как с гуся вода, с нашего Коленьки (или др. имя) – худоба».Верили, что всякие напасти сбегу с их сына или дочери так же быстро, как сбегает вода с гусиного оперения. Оперение водоплавающей птицы покрыто особой жировой смазкой, которую выделяет железа на спине у корня хвоста. Вода не смачивает перья, скатывается по жиру.
А вот сказать: «Как с курицы вода» - нельзя. У промокшей курицы жалкий вид. Недаром про неприспособленных к жизни, испуганных, растерянных людей говорят: «Как мокрая курица».

Как пить дать – точно, несомненно.
По обычаю древних славян, никто не имел права отказать человеку в воде. С тех пор и пошло выражение в значении: точно, несомненно.

Камень за пазухой – затаить обиду.
Это выражение появилось в языке в Смутные времена, когда Москву захватили поляки (начало XVII века). Они хоть и пировали с москвичами, но, постоянно ожидая подвоха и скрывая вражду, буквально держали за пазухой на всякий случай булыжные камни! Об этом свидетельствуют очевидцы, например польский летописец Мацеевич. «С москалём дружи, а камень за пазухой держи»,  - говорили поляки, а позже и малороссы.

Кашу заварить – затеять сложное, а иногда и неприятное дело.
Сначала слово каша употреблялось в значении званый обед, праздник по поводу крестин, свадьбы, а затем и в значении «беспорядок», «суматоха», «сумятица», «путаница». От этих хлопотливых  каш, в которые втягивался порой весь город, и родилось выражение заваривать кашу.

Курам на смех – плохо выполненная работа.
С незапамятных времён курица у людей была предметом шутливых насмешек. Она не летает, хотя имеет крылья, не вьёт гнезда, боится воды, не видит в темноте, пуглива, глупа.  Отсюда и выражения: «курам на смех» (даже глупые куры и те смеются); «мокрая курица» (о человеке, имею­щем жалкий вид); «нацарапал, как курица лапой» (о неразборчивом почерке); «куриная память» (о забывчивом человеке); «раскудахтался, как курица» (о болтливом человеке); «бродят, как куры» (о праздных зеваках, бестолково слоняющихся туда-сюда).

Лезть на рожон – предпринимать действия, заведомо обречённые на провал, «нарываться» по своей воле на крупные неприятности.
Рожон  - это заострённый с одного конца кол, шест, рогатина. С выставленным перед собой колом смельчаки-охотники шли на медведя. Напоровшись на рожон, зверь погибал. Развязка, роковая для медведя, в ярости и ослеплении идущего на гибель, легла в основу этого выражения.

Лезть из кожи вон – стараться изо всех сил.
Это выражение связано с животным миром. Линяют, т.е. вылезают из своей кожи раки, змеи.

Мастер на все руки – человек, которое многое умеет.
Это выражение родилось в профессиональной среде перчаточников. Мастером на все руки называли умельца, который мог сделать перчатки на любую руку. Сейчас смысл этого выражения иной: мастер на все руки – это человек, который многое умеет.

Морочить голову – дурачить, сбывать с толку, забивать голову пустяками.
Древний корень, от которого произошли слова морок, морока, означал «тьма», «мрак». Морочить голову, таким образом, означает «темнить».

Не лыком шит – он себе на уме.
Лыко – липовая кора. Из лыка плелись лапти – основная обувь русских крестьян. Лапти, лычная обувь были верным признаком бедности, крестьянского происхождения. «Не лыком шит» прежде означало: он не из простых, - а потом стало означать: не такой уж он простак, он себе на уме.
 Выражение«горе лыковое» являлись символом бедности.

Нос повесить – приуныть.
Первоначально это выражение звучало так «повесил нос на квинту». «Квинта» - латинское слово и означает «число пять». Скрипачи называют квинтой пятую струну у скрипки. Когда скрипач играет, он поддерживает скрипку подбородком, склоняя голову так, что его нос почти касается этой струны – «квинты». И общий вид скрипача напоминает опечаленного человека, который ходит со склонённой головой. Так произошло это выражение, только теперь оно потеряло слово «квинта».

На свой страх и риск – действовать, не ожидая ни от кого помощи, целиком рассчитывая (полагаясь) только на себя.
Это выражение говорит о том, что человек не боится взять всю ответственность на себя. Ведь слово «риск» от слова «рисковать», что значит «действовать смело».

Не давать спуску – не прощать проступков, обид, уметь давать сдачи.
Слово спуск имеет разные значения, например «спуск с горы был крутой». Но этот «спуск» от глагола «спускаться», а в данном выражении «спуск» от слова «спускать». Одно из значений которого «прощать». Вот откуда в данном выражении значение «не прощать».

Не ударить в грязь лицом – хорошо справиться с каким-либо делом.
В соревнованиях борцов, да и просто в драках, побеждённым считается тот, кто окажется лежащим на земле, а то ещё и опрокинутым лицом вниз. Значит он оказался слабее, а победитель не оказался лицом к земле (в грязи). Теперь это выражение употребляется переносно по отношению к любому делу, а не только к борьбе.

Одним миром мазаны – одинаково подозрительные люди.
Слово «миром» от слова «миро». Миро - искусственно приготовляемое благовонное вещество, употребляющееся при церковных обрядах. В старину выражение «мы од­ним миром мазаны» означало: мы одной веры. Потом стало значить другое: «они одним миром мазаны» - одного по­ля ягоды, то есть одинаково подозрительные люди.

Око за око, зуб за зуб – «получи по заслугам», «как аукнется, так и откликнется»
В глубокой древности суровые слова эти были формулой правосудия; означали они: «Преступник должен платиться тем же, в чем пострадала его жертва. Отсекший руку да потеряет руку, выбивший глаз (око) должен расстаться со своим глазом». Позднее они как закон были записаны в библии. Многие древние народы, и русичи в том числе, придерживались сходных законов. Но было разрешено «откупаться» «от телесной кары» деньгами, а это было выгодно - разумеется, богатым людям. Сейчас изречение приобрело более мирный смысл.

        От доски до доски (от корки до корки) – прочитать всю книгу от начала до конца. Это выражение связано с книгой. У старых книг переплёты были массивные. Их делали из целого куска дерева и обтягивали кожей. Книги имели большую ценность, после чтения их запирали на застёжки.

Перемывать косточки – сплетничать, злословить, судачить о ком-либо.
У древних славян существовал обряд вторичного захоронения. Спустя несколько лет после похорон умершего для очищения его от грехов и снятия заклятия, его останки выкапывались и перемывались. Этот обряд сопровождался воспоминаниями о покойном, оценками его характера, поступков, дел и т.п. Выражение «перемывать кости» первоначально имело самый простой смысл, и только со временем было образно переосмыслено.

Провалиться сквозь землю.
Эти слова встречаются в двух видах. Иной раз - как клятвенная формула: «Провалиться мне сквозь землю, если я лгу!» В других случаях - как гневное заклятие: «Провались ты сквозь землю!» И там и тут они восходят к древним представлениям об аде, подземном обиталище усопших грешников, где их души испытывают страшные мучения. Есть и другие варианты этой поговорки: «провалиться в тартарары» (то есть «в Тартар» - древнегреческий ад) или просто «провалиться на этом месте», и так далее. Смысл повсюду один и тот же. Нередко она имеет значение: пропасть, бесследно потеряться.

Пускать пыль в глаза – хвастаться тем, чего на самом деле нет, обманывать.
Предполагают, что первоначально это выражение имело прямое значение: бывали случаи, что в кулачном бою и в самом деле бросали пыль в глаза противнику и таким обманным способом побеждали его. Потом был запрещён такой способ «победы». А выражение это стало употребляться переносно в значении: «хвастаться, создавать ложное впечатление».

Распускать нюни – проявлять слабость, унывать.
«Нюни» - так в народе называют мокрые опущенные губы, какие обычно бывают у плачущего человека.

Светлая голова – умный человек.
В этом выражении слово голова употребляется в переносном значении «ум, разум».

Спит с открытыми глазами – настороженный человек.
Спят с открытыми глазами  рыбы, как будто даже во сне всё видят. А если точнее, то плёнка, прикрывающая глаза, совсем тоненькая, прозрачная.

Уйти несолоно хлебавши – остаться неудовлетворённым, разочароваться, не получить того, на что рассчитывал.
На Руси соль была дорогим продуктом. Тогда варили, пекли  без соли, а солили пищу уже за столом. Часто хозяин солил пищу своей рукой. Порой он так старался выразить своё почтение какому-нибудь гостю, что пересаливал. А сидевшему в дальнем конце стола, иногда не доставалось вовсе. Значит, одному пересаливали, а другой уходил несолоно хлебавши.

Умыть руки – снять с себя всякую ответственность за что-либо, объявить о своем неучастии в деле.
В древнем восточном обычае: человек, не виноватый в преступлении, омывал водой руки и во всеуслышание заявлял: «Я не повинен в сем». Или: «Руки мои чисты». Это равнялось торжественной клятве.

Филькина грамота – безграмотно составленный документ.
Выражение это, так сказать царского происхождения. Автором его был царь Иван IV, прозванный в народе Грозным за массовые казни и убийства. Для усиления своей самодержавной власти, что невозможно было без ослабления князей, бояр и духовенства, Иван Грозный ввел опричнину, наводившую ужас на все государство Российское. Не мог примириться с разгулом опричников и митрополит Московский Филипп. В своих многочисленных посланиях к царю – грамотах – он стремился убедить Грозного отказаться от проводимой им политики террора, распустить опричнину. Строптивого митрополита Грозный презрительно называл Филькой, а его грамоты – филькиными грамотами. За смелые обличения Грозного и его опричников митрополит Филипп был заточен в Тверской монастырь. Выражение «филькина грамота» укоренилось в народе. Вначале так говорили просто о документах, не имеющих юридической силы. А теперь это означает также и «невежественный, безграмотно составленный документ».

Чучело гороховое – безобразно, нелепо одетый человек, вызывающий насмешку. Чучело – пугало, которое устанавливают в огородах для отпугивания птиц. Такое чучело-пугало уславливалось чаще всего на гороховых полях. Это насмешливое выражение и возникло из сравнения безобразно, безвкусно одетого человека с таким пугалом.

Чепуха на постном масле – ерунда.
Коровье масло (сливочное) было дорогим, а постное (льняное или конопляное) - дешёвым. Hа постном масле готовились скудные кушанья для простого люда, понятие "на постном масле" означало второсортность продукта, заведомую дешёвку. То есть, чепуха на постном масле это не просто ерунда, а ерунда сугубая.

Шарашкина контора – контора жуликов, обманщиков.
Этот фразеологизм возник в живой разговорной речи, и имеет негативный характер. Слово шарашкина связано этимологически со словом шарашь (шваль, голытьба, жульё).

Шиворот навыворот – сделать или сказать что-нибудь не так, наоборот, перепутать.
Было время, когда выражение «шиворот-навыворот» связывалось с позорным наказанием. Пойманного вора или другого преступника одевали в вывороченную одежду и в таком виде вели к ответу. Во времена Ивана Грозного провинившегося барина наказывали не только тем, что заставляли надевать по-шутовски вывороченную наизнанку шубу или богатую боярскую одежду шиворотом, но и тем, что сажали его в таком виде на коня лицом к хвосту. В таком виде возили его по всему городу под свист и улюлюканье уличной толпы.

Шапочное знакомство – поверхностное знакомство.
Друзья при встрече пожимали друг другу руки, близкие друзья или родственники обнимались, а просто знакомые – приподнимали шляпу.

Шут гороховый – пустой человек, чудак, служащий всеобщим посмешищем.
Раньше, на поле, засеянное горохом, ставили пугало – шут гороховый. Во время святочных забав в числе действующих лиц был ряженный, окутанный гороховой соломой. В конце Масленицы возили соломенное чучело – шута горохового. Гороховой  соломой украшали себя и скоморохи.

Явился – не запылился - выражение раздражения по поводу чьего-либо нежелательного прихода.
Этот оборот собственно русский. Когда слугу посылали с поручением куда-либо, а он являлся назад в незапыленной одежде и обуви, это говорило о недобросовестном выполнении поручения или о его невыполнении, т. к. пройти какое-то расстояние по пыльной дороге и не запылиться было невозможно.

Язык проглотить – молчать.
Оберегая свои секреты, восточные (да и не только восточные) владыки окружали себя глухонемыми телохранителями, а если немых от природы силачей недоставало, не стеснялись урезать языки обычным воинам. Ничего не скажешь, метод надёжный, вот только к гонцам его применить невозможно, ведь гонец обязан передать поручение на словах, поскольку доверять тайны бумаге было бы по меньшей мере опрометчиво. Однако гонца могли перехватить, взять в плен и пытками или колдовством вырвать у него военную тайну. Hа этот случай давался строгий приказ: попав в плен, гонец должен был откусить собственный язык и проглотить его. Откусить - понятно, но глотать-то зачем? А на всякий случай, а то вдруг чародеи врага заставят разговориться откушенный язык... А так, языка нет и говорить некому.
Есть у этого же словосочетания иной смысл. Ведь язык это не только орган речи, он, кроме того, перемешивает пищу при жевании. И если еда оказывается очень вкусной, то кажется, что и язык готов проглотить вместе с угощением. «Язык проглотишь» – т.е. очень вкусно

«Я покажу тебе, где раки зимуют» – говорили так, если кого-то хотели очень сильно наказать.
Выражение связано с историей нашего народа. Ловить зимой раков посылали провинившихся крестьян. Это было делом очень трудным и небезопасным, так как приходилось много часов доставать их со дна ледяной реки. Многие не только заболевали, но и умирали от переохлаждения. Отсюда и пошло это выражение.

Упражнения, направленные на повторение и закрепление знаний учащихся о значении фразеологизмов.
1. Прочитайте. Распределите фразеологизмы на две группы. Запишите каждую группу в отдельный столбик. Какие это группы?
Засучив рукава, в поте лица, пальцем не пошевелить, сложа руки, палец о палец не ударить, не покладая рук.
(I - засучив рукава, в поте лица, не покладая рук - фразеологизмы близки по значению, "усердно, старательно трудиться, работать"; II - палец о палец не ударить, сложа руки, пальцем не пошевелить - фразеологизмы с общим значением "бездельничать")
2. Прочитайте. На сколько групп можно распределить фразеологизмы? Какие это группы?
Сломя голову, и дело с концом, во всю прыть, и след простыл, дело в шляпе, поминай как звали.
(I - сломя голову, во всю прыть; II - и дело с концом, дело в шляпе; III - и след простыл, поминай как звали)
3. Прочитайте. Запишите рядом с каждым фразеологизмом противоположный ему по значению фразеологизм.
За тридевять земель           Хоть пруд пруди
Повесить голову                 Взять себя в руки
С гулькин нос                     Воспрянуть духом
Выйти из себя                    Рукой подать
(За тридевять земель - рукой подать; повесить голову - воспрянуть духом; С гулькин нос - хоть пруд пруди; выйти из себя - взять себя в руки; данные фразеологизмы-антонимы представлены во "Фразеологическом словаре русского языка" Е.А. Быстровой, А.П. Окуневой, Н.М. Шанского.)
4. Прочитайте. Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите предложения.
- Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.
- Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой.
- Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.
- Мы дружно работали сложа руки.
- Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.
- У лягушки дух захватило от страшной высоты.
- Яшка сломя голову остановился.

Упражнения, способствующие усвоению школьниками категориального признака фразеологизма - устойчивости.
1. Прочитайте. Какие из фразеологизмов записаны правильно? В каких фразеологизмах имеются ошибки?
Беречь как зеницу глаза, встать не с той ноги, гнаться за двумя зайцами, губы заговаривать, покраснеть до кончиков волос,
Исправьте ошибки и запишите фразеологизмы.
2. Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова. Объясните ваш выбор.
Держать ... востро (уши, ухо)
Смотреть сквозь ... очки (розовые, темные)
С ... нос (голубиный, гулькин)
Делать из ... слона (комара, мухи)
Не в своей ... (чашке, тарелке)

Упражнения, направленные на формирование образности речи младших школьников.
1. Прочитайте предложения. Какое из предложений, по вашему мнению, является более выразительным, образным? Объясните, почему так считаете.
Ничего не помню, все вылетело из головы. - Ничего не помню, все забыл.
Вы не слушайте Сережу: он всегда делает из мухи слона. - Вы не слушайте Сережу: он всегда преувеличивает.
2. Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.
- Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.
- Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.
- Кирилл целый день бездельничал.
- Мы догадывались, что он нас обманывает.
- Первого сентября Уля проснулась очень рано.
Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей.

Комплексное задание. Данное задание может стать стимулом для написания сочинения.
Прочитайте текст. Найдите в тексте фразеологизмы (задание может быть предложено в игровой форме: "Кто больше найдет фразеологизмов в тексте?").
Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только не корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому что ни толкуй - в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.
- Нет, мать, - заключил однажды отец, - я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.
И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце концов, показать, где раки зимуют...
(По Э.А. Вартаньяну)

Найдите в тексте фразеологизмы, которые имеют одинаковое значение. Назовите их. Каково их значение?
О значении каких фразеологизмов вы еще догадались? Назовите их и объясните значение.
Приведем примеры работы над региональной фразеологией в начальной школе.
1. Параллельное ознакомление с книжным и региональным фразеологизмом.
Я провожу время очень однообразно. Утром дела не делаю, а так, из пустого в порожнее переливаю.
Примерная беседа, которая проводится после чтения предложений.
- Перед вами строки из письма Александра Сергеевича Пушкина. Прочитайте их внимательно и попробуйте догадаться, чем занимался по утрам поэт, говоря, что "переливает из пустого в порожнее"?
- Мы познакомимся еще с одним фразеологизмом. Он имеет то же значение, что и фразеологизм переливать из пустого в порожнее. О человеке, который занимается чем-либо бесполезным или бесцельно тратит время, наши земляки говорят: "Он батогом море мутит".
- Знакомо ли вам слово батог? Что оно обозначает?
- Если слово батог во фразеологизме заменить на слово палка, то получится - палкой море мутить.
- Фразеологизмы батогом море мутить и переливать из пустого в порожнее означают одно и то же.
- Замените в предложении фразеологизм переливать из пустого в порожнее на фразеологизм, который употребляют наши земляки. Совсем невесело целыми днями переливать из пустого в порожнее.
Для справок: переливать из пустого в порожнее - заниматься чем-либо бесполезным; бесцельно тратить время. Батог (арх. диал.) - палка, трость
2. Ознакомление с региональным фразеологизмом в ходе сообщения о его происхождении.
Фразеологизм волочить хвосты означает быть последним в каком-либо деле, отставать от других в чем-либо. Происхождение этого фразеологизма связано с обрядом, который долгое время существовал в нашем крае. На празднике собиралась молодежь, и девушки на выданье, то есть в возрасте, когда пора выдавать замуж, должны были водить хоровод. Первыми в хоровод становились девушки, отличающиеся крепким здоровьем, красотой, трудолюбием. Самые "никудышные" невесты замыкали хоровод, они-то и волочили хвосты.
3. Повторение и углубление понимания семантики региональной фразеологической единицы
Распределите фразеологизмы по парам.
Батогом море мутить, губы на замок, высоко себя нести, переливать из пустого в порожнее, прикусить язык, задирать нос.
Объясните, почему именно такие пары вы образовали? Что общего у фразеологизмов, которые вы объединили в пары? (обозначают одно и то же, являются фразеологизмами-синонимами) Чем они отличаются? (одни употребляются всеми говорящими на русском языке, другие только жителями Архангельской области)
Для справок: батогом море мутить - переливать из пустого в порожнее; губы на замок - прикусить язык; высоко себя нести - задирать нос.
4. Замените в предложениях общеупотребительный фразеологизм региональным.
- Сегодня весь день льет как из ведра.
- На ярмарку народу съехалось - хоть отбавляй.
- Зимой мы встречались от случая к случаю.
- Осталось решить задачу, и дело с концом.
Для справок: порой да временем, счет не берет, как с горы, и дело в сторону.

Освоение региональной фразеологии должно помочь учащимся осознать самобытность родной культуры, ее значимость и взаимосвязь с общенациональной и мировой культурой, вызвать интерес учащихся к живой, звучащей речи народа родного края.

Комментариев нет:

Отправить комментарий