вторник, 5 ноября 2013 г.

Методические условия формирования УУД у младших школьников



Авторы: С.Ю. Прохорова, канд. пед. наук, доц. каф. начального образования ОГБОУ ДПО "Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования", Я.М. Брагина, учитель начальных классов МАОУ "Гимназия № 34", г. Ульяновск


Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи. И.Г. Песталоцци


В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС), утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", одной из важнейших целей начального образования является формирование у младших школьников основ учебной деятельности. Достаточный для младшего школьника уровень ее сформированности обеспечивает возможность развития психических и личностных новообразований, что является существенным результатом обучения в начальной школе. Особое значение учебной деятельности – в установлении нового типа взаимодействия учителя и учащихся, основанного на сотрудничестве, совместной работе, активном участии ребенка в каждом шаге обучения.

Психологический компонент планируемых результатов начального общего образования составляют универсальные учебные действия (далее – УУД). Их разнообразие, специфика и доля участия в интеллектуальной деятельности учащихся позволяют повысить качество образовательного процесса. В ФГОС определены регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД, а также личностные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Под педагогической поддержкой мы понимаем превентивную и оперативную помощь в развитии обучающегося, которая направлена на решение его индивидуальных проблем, связанных с продвижением в самореализации.

Поддержать младшего школьника – значит оказать ему в той или иной форме помощь:

прямую, непосредственную или опосредованную;
педагогическую, психологическую или социальную;
общую, индивидуальную или групповую.

В процессе взаимодействия педагога и обучающегося осуществляются:

поддержка того, что актуально присутствует у младшего школьника, что потенциально возможно и находится в зоне его ближайшего развития;
создание условий, способствующих переводу того, что поддерживается, в деятельность самого учащегося;
содействие обнаружению учащимся собственных проблем и придание им развивающего характера путем превращения проблемы в задачу деятельности.


Далее рассмотрим некоторые методические условия формирования и развития УУД у младших школьников в учебной деятельности:

опора на субъектный опыт ученика;
применение активных методов обучения в урочной и внеурочной деятельности;
использование заданий, способствующих развитию творческих способностей учащихся;
организация работы с "интеллектуальным резервом".

Акцент на субъектность обусловлен не новыми теоретическими веяниями, а пониманием того, что личность – есть феномен субъектности. Это изменяет позицию учащегося с традиционной – как объекта обучения, на новую – как субъекта учения.

В современных условиях учитель должен стремиться строить учебное взаимодействие на основе межсубъектных отношений с обучающимися. Он должен помогать ученикам осваивать субъектную роль и использовать свои субъектные полномочия. Учитель должен организовать процесс обучения через актуализацию и обогащение субъектного опыта учащихся.

Приемы организации учебной работы (типы заданий), способствующие развитию субъектности обучающихся, представлены в приложении. Другим методическим условием формирования и развития УУД у школьников в учебной деятельности является применение активных методов обучения в урочной и внеурочной деятельности. Приведем некоторые примеры.

Методика "Дерево решений" способствует развитию у учащихся умения принимать решения в трудных и неоднозначных ситуациях. Она с успехом может применяться как в начальной, так и в основной школе. Учитель обозначает проблему, которая будет обсуждаться, подготавливает для групп школьников таблицы "Решение проблемы" (таблица).



УУД как психолого-дидактическое явление имеют следующие особенности:

возникают в результате интеграции всех сформированных предметных действий;
являются предпосылкой формирования у школьников культурологических умений как способности самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность, используя обобщенные способы действий;
не зависят от конкретного предметного содержания и в определенном смысле имеют всеобъемлющий характер;
отражают способность обучающегося работать не только с практическими задачами (отвечать на вопрос "что делать?"), но и с учебными (отвечать на вопрос "как делать?");
"вынуждают" обучающегося действовать четко, последовательно, ориентируясь на отработанный алгоритм.


В процессе выполнения домашнего задания учащиеся узнают дополнительные факты, связанные с данной проблемой. Далее на уроке учитель предлагает группам школьников исследовать проблему. Ученики выявляют ее плюсы и минусы, затем подробно анализируют все возможные варианты решений и на уроке заполняют таблицу "Решение проблемы". После обсуждения полученных результатов дети приходят к совместному решению проблемы.

Дискуссионная методика "Пустое кресло" развивает у младших школьников критическое мышление, прививает культуру ведения дискуссии, учит аргументировать, задавать вопросы.

Перед обучающимися ставится цель: найти ответ на четко поставленный вопрос путем обмена мнениями. На 3–4-х стульях раскладываются альбомные листы, на которых записаны мнения различных людей по поводу поставленной проблемы, лист со знаком "?". Учащиеся знакомятся с разными мнениями и становятся у стула с избранной точкой зрения. Тот, кто имеет собственное мнение по данному вопросу, становится у знака "?". Таким образом обучающиеся делятся на группы сторонников той или иной точки зрения.

Каждая группа обсуждает выбранное мнение и выдвигает представителя для дискуссии. Все участники дискуссии садятся в круг. Дискуссию начинают представители групп, которые сидят на стульях, стоящих друг против друга. Ведущий (учитель) ставит еще один стул («пустое кресло»). Если кто-то хочет вступить в дискуссию, он садится в «пустое кресло». В кресле можно сидеть только одну минуту. Как только учитель (ведущий) услышит то, что является самым важным, он прекращает дискуссию.

От учителя требуется умение и терпение выслушать всех желающих высказаться, тактично поддержать и в то же время внести необходимые корректи-
вы в ход обсуждения.

Субъектность ученика – это:

способность занимать в обучении активную позицию;
сформированность собственного (позитивного) отношения к учебной деятельности; выработанность индивидуального стиля ее осуществления;
способность мобилизовать интеллектуальные и волевые усилия для достижения учебных целей;
способность проектировать, планировать и прогнозировать учебную деятельность;
способность инициировать свою познавательную активность на основе внутренней положительной мотивации.


Еще одним методическим условием формирования и развития УУД у школьников в учебной деятельности является использование учителем в работе заданий, способствующих развитию творческих способностей обучающихся.

Наилучшим стимулом для развития является такая организация жизни учеников, которая создает потребности и возможности для творчества. Этому способствуют:

свободная атмосфера в классе;
доверие и уважение к ученикам со стороны учителя;
предоставление ученикам самостоятельности;
внимание к интересам, склонностям, здоровью, разностороннему развитию каждого ученика.

Приведем примеры творческих заданий на уроках русского языка.
Акрости 2х – литературная форма, стихотворение, в котором некоторые (в норме – первые) буквы каждой строки составляют осмысленный текст (слово, словосочетание или предложение).

Акростих
Акростихи – ума забава.
Капризы кисти и холста.
Рисунок, свод законов, правил,
Отточенность и простота.
Союз метафор, рифм лукавых,
Тропинка букв и край листа.
Из вдохновения стихий
Хочу – леплю акростихи!
М. Талесников

С учениками можно начать работу с «расшифровывания» собственного имени или фамилии, слов "школа", "урок", "друзья", затем перейти к использованию слов, соответствующих изучаемой теме.

В процессе такой деятельности у детей формируется способность удерживать учебную задачу, они получают возможность для самовыражения, изучают правила написания акростиха, способы использования средств языка и речи для передачи информации.

Cинквейн – это один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке. Синквейн строится по определенной схеме:

1-я строка – тема сиквейна, состоит из одного слова (существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь;
2-я строка – два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного предмета или объекта;
3-я строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта;
4-я строка – фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту;
5-я строка – одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

При составлении синквейнов дети учатся следовать заданному алгоритму, удерживать задачу, контролировать и оценивать свои действия. Последним методическим условием формирования и развития УУД у младших школьников в учебной деятельности, которое мы рассмотрим в данной
статье, является организация работы учителя с "интеллектуальным резервом".

Эта работа предполагает выявление одаренных детей и организацию регулярных занятий с ними и включает следующую деятельность учителя:

подготовку детей к участию в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях, марафонах, ассамблеях;
организацию выполнения младшими школьниками творческих проектов и исследований;
своевременное информирование детей и их родителей о творческих конкурсах, проводимых в школе, городе, области;
консультирование школьников и их родителей и помощь им в оформлении заявок на участие в конкурсах и в подготовке творческих работ;
организация выступлений учеников, создание условий для их творческого роста;
распространение ученического опыта через публикации в различных сборниках, журналах, на сайтах;
работа с родителями: разъяснение целей, задач и перспектив развития ребенка, консультирование по психолого-педагогическим вопросам, повышение мотивации к совместной деятельности с детьми.

Таким образом, сложность выстраиваемой педагогом деятельности заключается в том, что педагог должен уметь, не разрывая поддерживающих отношений с ребенком, постепенно уменьшать долю своих прямых действий в решении его проблем. Дистанцируясь, таким образом, от непосредственной ответственности за принимаемые ребенком решения, он постепенно передает ее ребенку. Это одно из главных условий развития самостоятельности ученика, формирования и развития у него УУД.

Это полезно знать
Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.
Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умений:

находить в информационном материале наиболее существенные элементы;
делать выводы и кратко их формулировать.

1 комментарий:

  1. Много полезного нашла для себя. Спасибо за полезный пост

    ОтветитьУдалить